Особый подход к особенным детям

В последние годы мне довелось немало поработать с особенными детьми, в том числе – с теми, у которых есть серьёзные задачи по здоровью и даже инвалидность. Это отдельный мир со своими правилами и законами. Мне хотелось бы сегодня поговорить про воспитание именно таких детей…

Быть родителем ребёнка с физическими и/или психическими отклонениями – безусловно, крайне сложная задача. На плечи пап и мам ложится большая нагрузка в физическом, психологическом, материальном и временном планах. В таких условиях бывает очень непросто оставаться сильным, спокойным, мудрым и оптимистичным. При этом именно эмоциональная составляющая почти всегда является ключевой при воспитании особенных детей.

Прежде всего, очень важно транслировать то, что ребёнок нужен и дорог вам. Лучше, если это будет выражаться и в глубине человеческого контакта и в том, что ребёнка подключают к решению бытовых задач, естественно посильных. Последний момент сыграет большую роль в подростковом возрасте и старше, когда очень остро станет вопрос о собственной идентификации и нужности на уровне общества.

Очень здорово, если ребёнка дома окружает безопасная среда, наполненная теплом, любовью и принятием. Это поможет легче справляться с неаккуратным, а порой и жестоким обращением людей в «большом» мире. Хотела бы отметить то, что уровень счастья родителей крайне сильно влияют на самооценку ребёнка, на его стремление к жизни. Именно у родителей, которые вопреки непростой ситуации, продолжают радоваться каждому дню и дышать полной грудью, дети в разы более счастливые, сильные, активные, реализовавшиеся в профессии, общении, творчестве. И именно у таких родителей дети быстрее восстанавливаются и выздоравливают! Поэтому, дорогие папы и мамы, в суете и заботах вспоминайте, пожалуйста, и о себе, о своих потребностях и мечтах!

Крайне важно уже с первых лет жизни разговаривать с ребёнком о его физических отличиях от остальных детей. Делайте упор на то, что слабая ножка или неработающая рука – это не плохо, а всего лишь особенность, как, например, низкий рост и тёмные волосы… Для формирования правильного отношения к собственному телу иногда стоит подключить детского психолога.

При выборе специалиста для работы также стоит учитывать эмоциональную составляющую. Техники и упражнения, безусловно, имеют значение. При этом невероятно важную роль играют душевное состояние и посыл, с которыми специалист приходит к таким детям. Тут просто необходима любовь к людям, уважение, стремление в каждом разглядеть уникального и удивительного человека, личность. Дети с физическими особенностями, как правило, очень отзывчивы на любовь. Глубокий человеческий контакт – эта то, что в разы увеличивает эффективность упражнений, занятий и даже медицинских процедур.

Удивительно то, что зачастую дети с серьёзными задачами по здоровью очень сильно отличаются внутренней чистотой, светом, открытостью. Я убеждена в том, что такие люди появляются в нашем обществе для того, чтобы напомнить окружающим о настоящих человеческих ценностях, вдохновить на большие и великие поступки, помочь вынырнуть из суеты и увидеть огромный и прекрасный мир.

Будьте счастливы!

Несколько упражнений для работы и игры с особенными детьми и подростками:

Страна моей силы

Упражнение начинается с того, что мы предлагаем ребёнку придумать волшебную страну или какое-то чудесное место. Можно предложить разместить в этом магическом пространстве то, в чём ребёнок нуждается в жизни. Например, «в нашей стране вечного лета все всегда здоровые. А если кто-то туда попадает с насморком или ангиной, то сразу же выздоравливает». После этого предлагается ребёнку найти в окружающем пространстве (дома, на улице и т.д.) предметы, артефакты, которые родом из этого волшебного места. Собрав коллекцию таких предметов, ребёнок располагает их на большом листе бумаги, расстеленном на полу. На этом листе мы визуализируем кусочек выдуманной волшебной страны. Затем предлагаем ребёнку пойти в этот чудесный мир и оставить там свои следы. Ребёнок с помощью родителей встаёт ножками на лист и обводит свои стопы. В некоторых случаях бывает проблематично обвести ножку. Тогда отличной альтернативой послужит «отпечаток» ладошки. После этого кусочек волшебной страны со следами (или ладошками) дорисовывается красками, карандашами, фломастерами…

Моя лёгкость

Данное упражнение очень подходит для работы с детьми, у которых есть проблемы с опорно-двигательным аппаратом. Прежде всего, стоит поговорить с ребёнком о состоянии лёгкости, свободы… Можно поспрашивать об ассоциациях на тему лёгкости. Затем мы даём ребёнку заранее заготовленный шаблон птицы или бабочки и предлагаем его оформить (карандашами, красками, мелками, цветной бумагой, паетками…) После того, как бабочка/птица будет готова и подсохнет, запускаем её в полёт. Для этого прикрепляем с помощью двустороннего скотча (лучше вспененного) бабочку/птицу ко внешней стороне ладони, включаем красивую «воздушную» музыку и начинаем танцевать танец лёгкости. Бабочка/птица своим полётом добавит свободы движения, плавности, красоты и здоровья танцующему.

Монотипия

Это упражнение отличается быстротой исполнения, простотой и эффектностью. Для него потребуются листы бумаги, кисточка и гуашь. Прежде всего, предлагаем ребёнку выбрать те цвета, которые ему на данный момент больше всего нравятся. Затем наносим кистью на лист бумаги жирные мазки, покрываем всю площадь толстым слоем. После этого берём чистый лист и накладываем сверху на рисунок. Проглаживаем и отлепляем. В случае толстого слоя краски в результате работы может получиться много совершенно разных отпечатков. Полученные картины оставляем в неизменном виде, или при желании дорисовываем до чего-то более понятного конкретного, оформленного.