СПОНТАННОСТЬ В ИГРЕ И РАБОТЕ С ДЕТЬМИ

Ребёнок – целая вселенная, удивительная и уникальная. У каждого свой характер, интересы, склонности, пути развития. К сожалению, жизнь в обществе зачастую стремится к усреднению всех нас, в том числе это касается и детей. Занятия в детском саду, обучающих и развивающих группах проходят по стандартным, типовым сценариям, довольно часто без учёта индивидуальных особенностей малышей…

При этом очень важно, чтобы ребёнок имел возможность проявлять себя в своей уникальности: это основа развития здорового, цельного и счастливого человека. Восполнить недостаток таких проявлений можно в спонтанной игре или при индивидуальной работе с ребёнком. Иногда достаточно всего лишь предоставить свободу малышу (или малышам), наблюдая со стороны за безопасностью игры. Здорово, когда родитель сам включается в подобный процесс: ребёнок в такие моменты чувствует себя понятым, принятым и нужным.

Особенно важен этот подход с особенными или травмированными детками: через спонтанность естественным образом происходит процесс восстановления психики, а зачастую и физики маленького человека. Для этого в арсенале педагога всегда должны быть заготовлены разные сценарии и упражнения, чтобы в ходе занятия корректировать процесс под состояние и потребности ребёнка, следовать за его порывами. Приведу пример: некоторое время назад я проводила индивидуальное занятие по эко-терапии с 3-летним малышом. Заранее был продуман сценарий, включающий в себя рисование, работу с различными природными материалами, общение с гигантскими улитками. В результате нескольких неудачных попыток заинтересовать малыша заготовленными упражнениями стало ясно, что важно искать нестандартное решение и что ребёнок любит воду. Значительную часть занятия мы изучали воду, брызгали ею на руки и улиток, поливали растения… После того, как игры  с водой исчерпали себя, нам удалось сделать некоторые упражнения из заготовленного сценария. Терапевтический эффект был значительным, но этого не удалось бы достичь, следуя стандартным путём. В работе с группами также важны страховочные варианты занятия, так как детский коллектив – живой организм с индивидуальным лицом и развитиием.

Отдельно хочется сказать про специалистов, работающих с детьми. Помимо знаний и профессиональных навыков такому человеку важно обладать чувствительностью, интуицией, терпением и, конечно, очень любить детей. Это позволит превратить работу или игру с малышом в действительно что-то очень важное, уникальное и целительное.

И конечно здорово, если спонтанность присутствует в жизни родителей. Это сильно влияет на атмосферу в семье, уровень счастья, удовольствия, свободы, интереса к жизни. Иногда очень весело и приятно в один момент собраться и поехать всей семьёй на горку с какао или вкусным чаем в термосе. Или завести традицию, раз в 2 недели или месяц бывать в новых местах… Вариантов – миллион.

Спонтанность превращает жизнь в увлекательное приключение, в котором много радости, любопытства, вдохновения и свободы!

Весь текст статьи можно прочитать на сайте: http://mchildren.ru/spontaneity/