Творчество: развитие, обучение, исцеление

Все виды искусств служат величайшему из них: искусству жить на земле.

Бертольд Брехт

Трудно найти человека, который ни разу в жизни не испытывал вдохновение, не ощущал творческий порыв… В сегодняшней статье, я предлагаю исследовать, зачем эта способность заложена в природу человека и как её использовать при воспитании детей.

Творчество у многих из нас традиционно ассоциируется с искусством. На мой взгляд, это понятие намного более широкое и многогранное. Тем не менее, выбирая упражнения для работы с детьми (особенно на начальных этапах), проще опираться на классические виды искусства. Хочу отметить, что с ребёнком важно использовать разные направления: рисование, лепка, пение, танцы, театр, сочинение стихов и сказок и т.д. Это позволяет нащупать те «языки», которые больше всего подходят конкретному ребёнку. Кроме того, таким образом формируется богатый арсенал способов выражения себя, своих чувств и порывов.

Творчество: развитие.

Согласно определению, развитие – это процесс достижения результата, который раньше был недостижимым. Развивающая функция творчества состоит из нескольких моментов. Прежде всего, происходит комплексное воздействие на органы чувств. Ребёнок смотрит, трогает, нюхает, слушает, издаёт звуки, двигается… Накапливается опыт взаимодействия с собой и окружающим миром, формируются новые нейронные связи. Это в полной мере касается и развития эмоциональности человека. Активно развивается правое полушарие и способности нестандартно мыслить. Коллективное творчество создаёт отличные условия для формирования коммуникативных навыков ребёнка, умения договариваться, сотрудничать, уважать себя и других. Ребёнок учится принимать решения, делать выбор: что творить и как творить…

Творчество: обучение.

Будучи очень приятным и многогранным, творческий процесс создаёт отличные условия для обучения детей. Более того, согласно динамике психического развития, примерно до 7-летнего возраста обучать ребёнка рекомендуется как раз через творчество и игру. Именно так возможно сформировать у ребёнка базовое позитивное отношение к учёбе.

Творчество: исцеление.

Исцеление через творчество лежит в основе арт-терапии. С тем, что творчество и искусство даёт возможность что-то «выдохнуть», наполняет силами, радостью и вдохновением, сталкивался, наверное, каждый. Система арт-терапии позволяет усилить эти эффекты в разы. Очень важно помнить про целительный ресурс творчества в кризисные моменты жизни ребёнка, при работе с особенными детьми.

Отдельно хочу сказать про взрослую реакцию на результаты детского творчества. Здесь исключена любая оценка! Очень важно принимать то, что рождается, ведь это частичка детской открытой души. При этом никак не реагировать тоже нельзя, ведь это воспринимается как отсутствие любви, внимания и контакта. Отличным выходом является «эстетический отклик». Он не содержит в себе оценку, при этом позволяет быть глубокому эмоциональному контакту с ребёнком. Примеры эстетического отклика: «когда я беру в руки твою работу, мне немного тревожно и хочется спрятаться», «глядя на этот рисунок, мне хочется улыбаться, а ещё я вспоминаю наши с тобой летние прогулки у реки»…

Творите сами! Творите с детьми! И будьте счастливы!

Весь текст статьи можно прочитать на сайте: http://mchildren.ru/creativity-development-learning-healing/