Целительное творчество

Весь текст статьи можно прочитать на сайте:

http://www.sadvgorode.ru/#!Целительное-творчество/cj62/559b9e650cf2361ae786744e

«Творческий акт всегда есть освобождение и преодоление. В нем есть переживание силы.»

Н.А. Бердяев

Вспоминая самые счастливые моменты собственной жизни, мы нередко говорим о творчестве и вдохновении. И это неудивительно: творческий процесс — один из самых целительных и ресурсных механизмов человеческой психики, дающий ощущение силы и радости. Во время творчества человек обращается к собственному потенциалу, своей созидающей части, получает возможность смотреть шире и чувствовать глубже. В такие моменты человек возвращается к самому себе, к своему центру.

Творчество — один из мощных механизмов познания себя, своей природы и окружающего пространства. Рождая что-то новое (рисунок, сад, сказку, театральное представление и пр.), мы трансформируем мир вокруг в соответствии со своим внутренним миром. Особенно важно способствовать творческому развитию детей и подростков. Крайне целительны креативные процессы в работе с людьми в кризисных ситуациях, сложных душевных состояниях, с пожилыми людьми.

Примеры творческих заданий для детей

Волшебная страна

Упражнение начинается с того, что мы предлагаем ребёнку придумать волшебную страну или какое-то чудесное место. Можно предложить разместить в этом магическом пространстве то, в чём ребёнок нуждается в жизни. Например, «в нашей стране вечного лета никто никогда не болеет. А если кто-то туда попадает с насморком или ангиной, то сразу же выздоравливает». После этого предлагается ребёнку найти в окружающем пространстве (дома, на улице и т.д.) предметы, артефакты, которые родом из этого волшебного места. Собрав коллекцию таких предметов, ребёнок располагает их на большом листе бумаги, расстеленном на полу. На этом листе мы визуализируем кусочек выдуманной волшебной страны. Затем предлагаем ребёнку пойти в этот чудесный мир и оставить там свои следы. Ребёнок с помощью родителей встаёт ножками на лист и обводит свои стопы. После этого кусочек волшебной страны со следами дорисовывается красками, карандашами, фломастерами… Процесс может пойти совсем по другому сценарию. И здесь, и в следующих упражнениях намного важнее следовать не сценарию, а творческому порыву.

Чудо на ладошке

Ребёнок закрывает глаза, а родитель даёт ему в руки какой-то предмет (лучше, если природного происхождения с выразительной формой и фактурой). Сначала ребёнок исследует предмет тактильно, а потом открывает глаза и изучает его уже с помощью других органов чувств. После этого сочиняется история про этот предмет.

Талисман

Предложите ребёнку съездить на прогулку в какое-то новое, незнакомое место. Там поищите «предмет силы, поддержки, любви и доброты». Это может быть всё, что угодно. По возвращению домой из этого предмета можно сделать настоящий талисман .

Фоторепортаж

Это упражнение также удобнее выполнять на улице. Для него потребуется фотоаппарат простой конструкции или мобильный телефон с режимом фотографирования. Мы предлагаем ребёнку сделать фоторепортаж на тему «счастливые моменты» (можно взять любую ресурсную тему). В дальнейшем, можно распечатать фотографии и создать из них фотоальбом, а если добавить к ним засушенные веточки, цветы или листья из мест, где совершалась прогулка, то воспоминания будут более яркими. Добавив вырезки из журналов, можно создать коллаж.