ОБЩЕНИИ С ДЕТЬМИ

Когда-то много лет назад, будучи дошкольницей, я очень любила петь… Я надевала наушники, вставляла в плеер кассету, садилась в кресло и пела. Когда поёшь в наушниках, себя практически не слышишь. Так было и у меня… По-видимому, временами мои песни получались громкими и странными, но зато они рождались от души и с большим удовольствием! И вот однажды ко мне подошёл папа и сказал, что я не пою, а кричу, а ещё, что мне медведь на ухо наступил. С тех пор я пою только тогда, когда меня никто не слышит, а караоке воспринимается как место неизбежного позора.

Возможно, в этой истории кто-то узнает себя или вспомнит похожий момент из биографии. К сожалению, подобные явления встречаются на каждом шагу. А ещё печальнее то, что многие из нас, получив такой опыт в детстве, повторяют ошибки родителей уже по отношению к собственным детям.

Так давайте сегодня поговорим о безоценочности, о том, от чего она нас уберегает, как её внедрять и использовать при воспитании детей.

Из структуры слова понятно, что безоценочность напрямую связана с отсутствием оценки, с восприятием человека таким, какой он есть. При этом безоценочный подход – очень непростая дорога для педагогов и родителей, воспитанных в нашем «оценочном» обществе.

Чем же плох и опасен подход оценок? Во-первых, как видно на примере моей истории, оценки приводят к формированию страхов и комплексов. Но это далеко не самое страшное! При работе с детьми я нередко встречаю случаи, когда ребёнка воспитывали в условиях постоянных и повсеместных оценок. Довольно часто это бывает, когда кто-то из близких родственников – школьный учитель (рабочая модель поведения переносится на воспитание своего собственного малыша). Такие дети во всех проявлениях стремятся «получить хорошую оценку», при этом отодвигая на задний план своё личное мнение, свои желания, свою индивидуальность. «Хорошая оценка» может подменять для малыша любовь, принятие, уважение, интерес… Из таких детей часто вырастают взрослые, которые либо постоянно всеми способами стараются заслужить похвалу и одобрение от окружающих, либо, наоборот, каждым поступком выражают протест обществу, нормам, мнению окружающих. Такие люди не живут своей жизнью, зачастую они неудовлетворены и несчастливы.

Как же внедрить безоценочность в воспитательный процесс? Начинаем не оценивать, а объяснять, показывать последствия поступков, говорить о своих чувствах и переживаниях. В арт-терапии есть замечательный термин «эстетический отклик». Это как раз один из вариантов безоценочного подхода, очень органичный в воспитании детей и работе с ними. Приведу примеры. Малыш нарисовал «каляку-маляку», родитель может отреагировать следующим образом: «Твой рисунок напоминает мне клубочек разноцветных ниток» или «мне весело смотреть на твой рисунок». Помимо бережности и безоценочности, такая реакция позволяет родителю быть в более тесном контакте с ребёнком, способствовать его творческому и интеллектуальному развитию, вводить в лексикон названия эмоций и чувств.

Выбирая безоценочность, стоит очень внимательно отнестись к собственному лексикону. Замена одной фразы на другую может дать большие результаты! Вместо «нельзя выбегать из комнаты», можно сказать «Играем в комнате, у нас такие правила» (проговаривание правил особенно необходимо в период кризиса 3-х лет); вместо «ты плохой мальчик, раз обзываешь девочек» можно сказать «Меня опечалили те слова, которые ты сказал Маше».

Счастья вам! И безоценочной любви к себе и своим близким!

Весь текст статьи можно прочитать на сайте: http://mchildren.ru/assessment-of-communication-with-children/